Четверг, 09.01.2025
Омский академический театр драмы
неофициальный сайт любителей Омского театра драмы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [39]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Мы познаём мир, мир позанёт нас




МЫ ПОЗНАЁМ МИР, МИР ПОЗНАЁТ НАС

(часть 1-я)

За короткий период «конец весны-начало осени» - три путешествия. Три разных, три дальних поездки, которые войдут в историю жизни нашего театра ещё одной славной страницей.
Что скрывать, ездим мы много, и - слава Богу! Несмотря на то, что не так просто отыскать деньги на столь дорогое удовольствие, они находятся, благо, что люди, дающие нам эту помощь, понимают, что такому живому организму, как театр, сидеть на месте смерти подобно. А тем более, когда зовут приехать к себе престижные фестивали, где даже показаться уже большое дело, а уж прозвучать!..

Итак, начнём по порядку.


 


ПОЛЬША: НАШ БЛИЖАЙШИЙ СОСЕД ИЗ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Польский международный театральный фестиваль под символичным названием «Контакт» проходит в городе Торунь уже 15-й раз. К слову добавлю, фестиваль этот принадлежит классу «А», что значит пристальное внимание со стороны крупнейших театральных продюсеров к строго отобранным коллективам из разных стран мира.
Директор фестиваля Анджей Бубень отсмотрел наши спектакли в Омске и позвал к себе «Дачников»; затея довольно рискованная, поскольку состав группы, включая технические цеха, велик, дома спектакль идёт уже четыре года, собирая полные залы, но вызывая довольно противоречивые мнения нашей консервативной критики (не говоря уже об откровенном замалчивании того факта, что «Дачники» Омской драмы – успешная попытка освоения нового театрального языка и пространства). 

Поездки за границу – штука приятная и коварная. Приятно посмотреть, как там у них, а заодно и себя показать. И сколько бы раз ты туда ни ездил, хочется снова и снова съездить, пусть даже в те места, где уже бывал. Польша уже была когда-то освоена нашим театром, но это было больше десяти лет назад, в Варшаве и Познани. Сейчас путь наш лежал в небольшой город (около 300 тысяч жителей) город Торунь, что лежит в двухстах километрах от столицы. 

                                                                                                        

Автобус, везший нашу группу из Варшавы, мчался через поля и деревеньки, и снова мы поражались чистоте и геометрической правильности обработки полей и огородов. Каждый участок охраняет высоко поставленная на столб статуэтка Девы Марии. Всё кругом возделано аккуратно, устроено для удобства работы и жизни. Польша – самая крупная страна в восточной Европе, но всё равно компактности жизнеустройства удивляешься без конца. Ощущение такое, будто поляки бережно хранят свободное жизненное пространство для будущих поколений, мол, чтоб было, что осваивать.

И вот через три часа поездки – Торунь. Современные кварталы тихого провинциального города не говорили ничего о его истории. Всё современно, аккуратно и неторопливо. Но первый же пеший поход по городу разбил все только что сложившиеся представления о нём. Торуни насчитывается уже около восьмисот лет, это старинный торговый и культурно-научный центр Польского государства. Его история протекала также бурно, как и история самой страны. Город не раз переходил из рук в руки, знавал периоды расцвета и упадка, и кажется, что сегодня торуньцы решили просто бережно хранить память о прошедшем и жить тихо и степенно, набегавшись и навоевавшись за прошедшие века. Сама инфраструктура Торуни составлена таким образом, что Старый Город как бы защищён окружившим его новым городом. Новостройки оберегают своё историческое сердце, пропуская путешественника в центр поэтапно, через эпоху к эпохе. Здание Торуньского театра им. Вильяма Хоруцы стоит на самой границе той «охраняемой» зоны, вроде бы говоря: «Это, братцы, было давно, сами решайте, чему верить, чему нет. История – тоже тот ещё театр.» Здание это – ровесник нашему зданию, может, поэтому никакого дискомфорта мы не испытывали: всё красиво, уютно, в буфете также радушны и хлебосольны. Когда, выйдя из театра, мы ступили на мостовую (это после ровнейшего асфальта) и пошли по улице среди домов, которым уже больше ста-двухсот лет, стало казаться, что история погружает нас в себя. Обилие разнообразных магазинов и кафе этого ощущения не разрушало, а только поддерживало уверенность в том, что мы на самом деле находимся в 21-м веке, а всё вокруг абсолютно реальная декорация глобальной постановки на исторические темы. Узкие кривые улочки Старого города со стоящими на них старинными домами периода 15-17 веков постройки неслышно кричали: «И по мне пройдись, и на меня посмотри!» Все дома разные, декорированы каждый на свой манер, дабы не повторить декор рядом стоящего дома. На фасадах некоторых из них указаны года постройки. И видя эти цифры, ловишь себя на мысли, что ты понемногу сходишь с ума: раздвоение личности на лицо – ты, современный, нынешний, стоишь у дома, где родился и жил Николай Коперник, и даже начинает казаться, что он сам вот-вот из него выйдет. Старая Торунь не музей под открытым небом, в этих домиках и домишках живут люди, располагаются офисы и конторы, кафе и магазины. Через ворота в крепостной стене выходим к степенно текущей Висле, по которой ходят прогулочные теплоходы и плавают уточки с селезнями. Крепостная стена упирается в самое сердце Торуни – руины замка рыцарей-тевтонцев, собственно, сам город начинался с этого замка, но простоял он всего-навсего 200 лет. Горожане возмутились поведением братьев этого ордена и снесли ненавистное их пристанище. Теперь от него в целости сохранилась только башня, которая, по словам путеводителя, «выполняла санитарные функции (уборная)». Но и по этим руинам поползать безумно интересно. Надо сказать, что строили наши предки весьма основательно, а предки нынешних торуньцев были очень сильными людьми, если сумели развалить такую мощную цитадель.


Храмов в Торуни много, все они католические, и разница в возрасте варьируется от двух сот до 500 лет. Готика превалирует. Во дворе костёла во имя Святых Иоаннов стоит памятник папе Иоанну-Павлу 2. Кстати, на газоне у одной из центральных магистралей растёт молодой дубок, посаженный этим папой во время своего визита, о чём гласит установленная рядом мемориальная таблица. А напротив – вход в городской сквер, и у входа встречает увековеченный в бронзе маршал Польши Иосиф Пилсудский, который смотрит на вход в Старый Город, будто охраняет его.
Фестиваль между тем собрал 14 спектаклей из 9 стран Европы. Нам удалось посмотреть постановку коллег из Испании. Само по себе интересно, что испанцы на польской земле играли спектакль по пьесе немца Бертольда Брехта «Святая Иоанна скотобоен» со вставками на английском языке. Вот уж воистину – «Все флаги в гости к нам»! Спектакль, надо сказать, изобиловал наворотами и прочими постановочными приёмами, чтобы удержать внимание зрителя. Правда, душу это не тронуло нисколько. Наши «Дачники», смело скажу, взорвали тишину и покой фестивального зрителя. Переполненный зал реагировал не только на каждое слово, но и на каждое моргание век актёров. Голоса переводчиков в наушниках издавали звуки наподобие потрескивания, и над всем этим - дружный хохот зала. В финале аплодировали стоя. Нам говорили потом, что заставить поляков так реагировать сложно. А всемирно известный литовский режиссёр Римас Туминас, который показывал на этом фестивале «Трёх сестёр» после нас, сказал, что ему теперь тут ловить нечего. При этом оказался чудесным и мудрым, абсолютно свойским человеком, и с удовольствием участвовал в нашем послеспектакльном застолье, презрев монтировку и репетицию своего спектакля. А посиделки из театра перенеслись в театральный клуб-кафе, где спокойные и размеренные разговоры поляков утонули в весёлом и бесшабашном буйстве русских актёров: завелись все – и поляки, и наши, и добрая куча импортных продюсеров. Под гремящую музыку и танцы, под пивко и «Зубровку» шли разговоры, обмен мнениями, делались предложения о приезде на другие фестивали, завязывались прочие дружеские контакты. Ей-богу, дипломатию мира надо доверить театральным деятелям, глядишь, и избежали бы мы всех политических катаклизмов, от которых не могут нас уберечь профессиональные дипломаты и политики! Поляки кричали: «Нет, не может быть! Мы не верили, что вы придёте! Ура Станиславскому!» Также не верили они и тому, что окажутся под утро у нас в гостинице, и будут провожать наш автобус в Варшаву. Четыре дня в Торуни промелькнули быстро, мы уезжали, переполненные впечатлениями от города, от людей, от новых друзей-приятелей, от «недограбленных» нами магазинов, и не знали ещё, что спектакль наш удостоится премии спонсора «PLUS GSM», а Катя Потапова за исполнение роли Варвары Михайловны станет Лучшей актрисой фестиваля.



                                                       



Источник: http://"Письма из театра"
Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (24.04.2010) | Автор: Олег Теплоухов E
Просмотров: 743 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Bobus My Theatre © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz