Четверг, 09.01.2025
Омский академический театр драмы
неофициальный сайт любителей Омского театра драмы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [39]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Прогулки по Загребу

ПРОГУЛКИ ПО ЗАГРЕБУ

Так повелось, что уже несколько лет подряд и в нескольких номерах «Писем из театра» я описываю наши зарубежные вояжи. И каждую новую статью начинать всё труднее. Писать о том, что ездим мы часто, смысла нет. Вы это и без меня знаете. Сразу начинать заметки с рассказа о достопримечательностях города и о приёме наших спектаклей тамошними зрителями неприлично – как-то надо подготовить читателя к восприятию. Казалось бы, города, где мы бывали, разные, знай пиши себе о разнице архитектуры, истории и менталитетов. Но ведь должна же быть изюминка в каждой новой статье!.. К тому же, прежние статьи писались практически по горячим следам, в данном случае, с момента поездки прошло уже семь месяцев. Поэтому начну так, как оно начнётся, и поведу рассказ так, как он польётся.
Конец сентября 2009 года в Хорватии выдался по-летнему тёплым. «Бархатный сезон» в разгаре, туристов в Загребе огромное количество, солнце шпарит мягко и немилосердно, состояние, одним словом, не самое рабочее. А у нас впереди гастроли… По счастливой ли случайности, по каким-то ещё причинам ли, гастроли совпали с этим блаженным состоянием, и ни работа состоянию не повредила, ни состояние работе. Душевно всё было, очень душевно. Но по порядку.
Аэропорт Загреба находится в семнадцати километрах от города. Дорога проходит через поля, мимо хозяйственных построек, входит в новые районы столицы Хорватии, которые мало чем отличаются от «спальных» районов всех городов мира, мост через сонно-спокойную Саву направляет наш путь в центр, к гостинице «Four Points by Sheraton». Мы ещё мало что понимаем о городе, в котором нам предстоит прожить почти неделю, под журчащую речь с мягким акцентом нашего гида, куратора и переводчика Драганы мы смотрим в окна автобуса на спешащих куда-то пешеходов, их на улицах много, особенно, в центре. Драгана заставляет водителя проехать через самый центр города, чтобы мы увидели театр, где завтра будем играть, а заодно попытались сориентироваться и мысленно проложить себе путь от гостиницы до места работы. Нам это удаётся с трудом. Впечатление пока что создаётся одно: на улицах много народу, тесновато, пробка на пробке.

Гостиница «Шератон» - это 22-хэтажное здание на площади Крешимира Кошича.

Напротив – здание Дворца спорта. Дома разные, но современные, разноуровневые. На крышах тех, что пониже, часто можно видеть что-то вроде садиков.

Узкие улочки разбегаются в разные стороны, множатся, поворачиваются, загибаются, перекрещиваются… Глаза разбегаются от обилия уличных кафе, два самолёта подряд устремляют тело принять скорее горизонтальное положение. Но гостиница оказывается не очень готова к нашему приезду, нам приходится некоторое время ждать, когда закончат уборку в наших номерах, на террасе ресторана, где впоследствии мы будем завтракать. Драгана раздаёт карты города, вся группа начинает их изучать, попивая соки со льдом и воду. Мы не привыкли сидеть без действия. Прежде, чем бросаться на изучение города, необходимо запастись валютой, заселение может и подождать. Обменные пункты оказываются рядом, и мы мчимся (хотя «мчимся» громко сказано, скорее, неспешно прогуливаемся) до ближайшего банка, чтобы поменять привезённые американские доллары или европейские евро на местные куны и липы. Кто-то оседает в расположенных рядом с гостиницей кафешках и подкрепляет силы. Произошедшее чуть позже заселение кардинально меняет наши состояние и планы. Весь день впереди, отоспаться успеем. Репетиция только завтра. Так что…

Гастрольная афиша Омского театра состоит из трёх спектаклей Евгения Марчелли: «Вишнёвого сада» Чехова, «Дачников» Пешкова и «Фрёкен Жюли» Стриндберга – и выездной сессии Лаборатории современной драматургии. Группа, сами понимаете, большая: артисты, технический персонал, музыканты. Вот такую компанию пригласили хорваты к себе в гости. Именно в гости. «Гастроли» по-хорватски – «Gostovanie». Мы показываем спектакли (а театр по-хорватски звучит как «kazalište») на трёх площадках: на сцене Хорватского национального театра, в театре кукол «На Травно» и в театре «Гавелла». Лаборатория проходит в здании Хорватской академии театрального искусства. В общем-то, почти все площадки рядом. Академия находится прямо за Национальным театром, театр «Гавелла» в квартале от него. Только «На Травно» располагается на том берегу Савы, в новом районе. О нём чуть позже.
Душ. Распаковывание чемоданов и сумок. Раскидывание самого необходимого по местам. Можно пускаться в путешествие. Толпой мы ходим редко. Только в автобус, если ехать куда-то далеко. Город изучаем группами по три-четыре человека. Я отправляюсь в путь с двумя Сергеями: артистом Сизых и флейтистом Харселем. Вооружённые картами, мы выходим на загребские просторы. Поначалу кажется, что карта не соответствует действительности, названия не совпадают, а то и вовсе не обнаруживаются на карте. Нас ведут интуиция, любопытство и интерес исследователей. Ни то, ни другое, ни третье чувство не подводит. Не проходит и пятнадцати минут, как мы стоим перед входом в старый город. 
Современный Загреб изысками архитектуры не блещет. Всё функционально, хотя и разнообразно. Цвета домов серые, белые, серо-белые. Зелени много. Улицы неширокие. Спокойно, немноголюдно, довольно уютно. Площадь Франклина Рузвельта меняет представление о цветовой гамме города. Старый город в основном построен из песчаника. И людей здесь больше, и транспорта. Центр – средоточие туристических маршрутов. Мы, можно сказать, втекаем из покоя современного города в сутолоку старого. Границей между этими частями города для нас стал музей Мимара, загребская Третьяковка.

В центре Загреба площадей много, часто одна переходит в другую, по крайней мере, создаётся такое впечатление. Площадь Рузвельта плавно переходит в площадь маршала Тито. Площадь Рузвельта венчает Мимара, площадь Тито – Национальный театр. Два политика соседствуют совершенно спокойно, также как читаются названия улиц и площадей. Разница только в латиннице и частом употреблении согласных подряд. Например, «площадь» по-хорватски – «trg». Как пишется, так и читается. Языкового барьера практически нет. Хорваты прекрасно понимают по-русски. Говорить, может, и не говорят (кто-то подзабыл, кто-то и не знал), но понимают. Статуи, скульптурные изображения попадаются на каждом шагу. Вот из стены у входа в книжный магазин выходит какой-то дядька с книжкой. Напротив – нечто кубическое. Люди никуда не спешат, будто у всего Загреба продолжается отпуск. Вокруг театра лавочки, сиди – не хочу. Очень покойно на сердце, уютно глазу. Через несколько кварталов перед нами расстилается большущая площадь бана Елачича.

Самый центр города. Исторический центр Загреба. Памятник Йозефу Елачичу стоит в самой середине. Елачич, собственно, и сделал Загреб Загребом. До этого существовало два городка-близнеца: Градец (светский) и Каптол (церковный). В 1851 году бан объединяет их и называет Загребом. Существует легенда, которую я переписываю для вас из брошюры о Загребе: «… однажды давним солнечным днём храбрый бан, возвращаясь с поля боя, уставший, с пересохшим горлом попросил девушку Манду, чтобы та для него заграбила (набрала) воды из родника. И с тех пор родник получил название Мандушевац, а город – название Загреб.» Для читателей с особо ёрническим способом мышления спешу заметить, что хорватские имена отличаются от некоторых русских слов ударными слогами. Справа от памятника – маленький фонтан в виде родника, это и есть Мандушевац. 

За площадью высятся стены Кафедрального собора Вознесения девы Марии. Башни СОБРа возвышаются на 108 метров. Неоготическое сооружение, которому, кажется, тесно на этой небольшой площади, ведёт своё существование с 11-го века. Неоднократно перестраивалось, разрушалось, строилось вновь. Прямо напротив входа в собор находится фонтан, в центре которого - стела с золотыми ангелами у её основания. Улочка, что ведёт от собора, носит название городка – Каптол, она тихая, узкая и длинная. Домики старые, чистые, разноцветные, невысокие. Здесь как-то гармонично всё. Церквушки, магазинчики, офисы. Параллельно этой улочке от центральной площади идёт Ткалчичева улица. Говорят, под её булыжниками текут воды маленькой речки, что впадает в Саву. Эту улицу мы облюбовали из-за кафе. Их тут такое количество, что я даже обозвал это место Долиной трутней. Кафешки громоздятся одна на другую, соседствуют с остатками исторических зданий, все они переполнены посетителями, которые едят, пьют, курят, беседуют и читают газеты, кажется, сутки напролёт. Потом уже приходит в голову мысль, что это, в основном, туристы. Среди бесчисленного множества кафе и кофеен мы отыскиваем одно, почему-то пустое, оно потом станет нашим любимым кафе, поскольку хозяин его (из-за добродушного выражения лица и несколько плотного телосложения мы прозвали его Винни-Пухом) варит изумительный кофе. Как Каптол, так и Ткалчичева улица, упираются в рынок Долац. Всё по соседству: рынок, храм, музей, траттория. Рынок этот начинает работу ранним утром, но уже в пять часов вечера тут даже напоминания о рынке нет. Совершенно пусто. И чисто.
Утро следующего дня – рабочее. Осваиваем площадку. Роскошный зал, весь в позолоте. Сцена шире нашей и глубже. Сводим спектакль с текстом перевода. «Вишнёвый сад» открывает гастроли. Удивительно, но Чехов интересен везде, воспринимается хорватскими зрителями с явным интересом и удовольствием. Фуршет после спектакля подтверждает это: пришли не только хорватские артисты (а Национальный театр соединяет в себе сразу несколько трупп: драму, оперу и балет), но и любители театра. Со многими знакомимся и начинаем дружить. Среди артистов балета много русских. 
На следующий день играем «Дачников». Сцена та же. «Дачники», куда бы мы их ни возили, воспринимаются одинаково горячо. Даже неполадки с бегущей строкой не мешают зрителям понимать, что происходящее на сцене, про них, про нас, про нашу жизнь. Приём был горячий. Зал аплодировал стоя. Идти со спектакля по освещённым фонарями улицам вечернего Загреба было радостно и тепло.
Следующее утро свободно, мы посвящаем его походам по старому городу. Но вечером снова «Дачники», и уже на другой сцене, посему далеко мы не забираемся. Оставляем всё назавтра. 
Автобусом едем в микрорайон «Травно». Он изрядно удалён от того места, где мы живём. Пешком не дойти. Район новостроек, высотных домов. Автобус останавливается около какого-то шестнадцатиэтажного многоподъездного дома (такие у нас называют «китайской стеной»), по каким-то переходам проходим во двор и… Нашему взору представляется большущий двор, где есть свои супермаркет, пекарня-булочная, дом быта и театр. Это небольшое здание из стекла и бетона является филиалом загребского театра кукол. Зал мест на триста, невысокая сцена. Уютно, но спектаклю не очень удобно, мы чуточку не влезаем сюда со своими масштабами. Это, в общем-то, не беда. «Дачники» - спектакль мобильный. Со спектаклем в «На Травно» происходит казус. В отличие от спектаклей в Национальном театре, где зал был полон, тут народу почти нет. По загребским традициям билеты продаются незадолго до даты объявленного спектакля. То ли это район не театральный, то ли ещё что-то, но в зале на спектакле сидело человек тридцать. Но смотрели они спектакль так, будто для них нет автора более любимого, чем Пешков, он же Максим Горький. И им тоже не мешают неполадки с переводом. Странно, но и тут он с какого-то момента перестаёт работать. Связывать это явление с какими-то мистическими силами не хочется. Спектакль прошёл хорошо, малое количество зрителя удовольствия от «Дачников» не испортило. Просто это спектакль, который мы любим вот уже семь лет. Он не может наскучить, ибо застроен в удовольствии и любви. Тем более, что режиссёр спектакля Евгений Марчелли тут же, с нами, он приехал из Калининграда специально к этим гастролям, чтобы повидаться с нами и проследить за состоянием своих спектаклей. Состояние спектаклей – отличное!

Наступает день четвёртый. Вечером – «Фрёкен Жюли», я свободен, Сергей Харсель тоже, у нас на этот день запланирован большущий маршрут. От гостиницы через центр к площади бана Елачича, оттуда к Илице (это центральная улица Загреба, опоясывающая холмы, на которых раскинулся старый город), а от неё – куда потянет. Если вчера мы на фуникулёре поднимались с Илицы в Горний Град (Градец), осмотрели и башню Лотршчак, с которой каждый полдень стреляет пушка, и собор святого Марка, и все постройки вокруг, где теперь располагается правительство Хорватии, и барочную церковь святой Екатерины, а рядом старейшую аптеку, где по легенде работал внук самого Данте, прошли через Каменити Врата, под сводами которых хранится икона святой Марии, спустились на Ткалчичеву улицу, к нашему Винни-Пуху, попить кофе, то сегодня мы идём по Илице дальше. В первый, понравившийся нам, поворот мы входим и сразу начинаем подниматься вверх по холму. Куда идём, честно говоря, сами не знаем, но идём. Интересно же… Карта опять немного смущает, но мы идём, зная, что всё равно находимся в центре города и рано или поздно перейдём с холма на холм и окажемся в старом городе. Район, в который мы забрели, состоит из малоквартирных домов и коттеджей. Людей тут практически нет (день-то рабочий), спросить, где мы, не у кого. Но, не теряя самообладания, идём. Совпадения названий улиц на карте и наяву указывает, что мы зашли в район Зеленгай. Удивительное место. Цивилизация здесь существует только в домах, которые жмутся друг к другу, а кругом только зелень, холмы и небо, бескрайнее, синее и безоблачное. Спокойное, умиротворяющее состояние. Если верить карте, дорога, по которой мы топаем, выведет нас обратно в город, но идёт она длиннющим зигзагом, а времени терять не хочется, поэтому нас с Серёгой посещает мысль срезать путь через лесок. В лесу трещат шишки сосен и елей, они осыпаются семенами, падают с веток, бьют по головам. Это добавляет азарта. Выходим из леса и через пару-тройку кварталов оказываемся на месте под названием Британский Трг. Тут рыночная площадь, мимо неё стремит свою брусчатку Илица. Но возвращаться проторенным путём не хочется, и мы снова лезем ввысь. Улица Рокова идёт вверх под углом градусов в пятьдесят. И тут и там попадаются скульптурные изваяния: то роскошная полуобнажённая девица, то фигурка Чаплина перед входом в кинотеатр. Мы обходим Градец понизу, вступаем в Каптол со стороны парка Рибньяк (Пруд), где в прошлом священники ловили рыбу в прудах для постных обедов по пятницам. От прудов ничего не осталось, но сама парковая зона так и манит присесть на лавочку под каштаном или клёном, поваляться на травяном ковре. Сквозь деревья видны древние стены крепости Каптола, над деревьями возвышаются шпили Кафедрального собора. И снова – скульптуры, статуи, изваяния. Неважно, кто это, реальный ли человек, просто фантазия ли ваятеля. Среди домов классической эпохи, эпохи барокко, времён модерна и неоклассицизма они воспринимаются, как необходимая пряность к блюду, усиливая гармонию воспринимаемого зрелища. Чуть-чуть передохнув у Винни-Пуха, направляемся по улице Каптол к новой цели. Через улицы, площади и пешеходные переходы мы мчимся к известному на всю Европу кладбищу Мирогой.

Мирогой – не просто кладбище, это памятник архитектуры, от центральных ворот направо и налево тянутся аркады со склепами, образуя роскошный ансамбль с церковью посередине. Архитектор Герман Болле спроектировал это здание, строительство аркад продолжалось пятьдесят лет. По одной аркаде мы прошлись. Сами аркады тянутся метров на триста-четыреста в каждую сторону, прерываясь через каждые сто – сто пятьдесят метров купольным порталом. Стены увешаны мемориальными плитами, захоронения располагаются под мрамором пола. Со стороны улицы стены увиты плющом, осенью он пестрит красным, жёлтым и коричневым цветами. Под одним из куполов нам становится не по себе. Мы с Сергеем люди, к мистике не склонные, но ощущение какого-то давления испытываем оба. Будто кто-то или что-то гонит нас отсюда, но мы продолжаем осмотр. Под последним куполом мы обнаруживаем не самое старое захоронение. Бюст человека, упокоившегося под плитой, говорит о том, что это был очень волевой человек, с мощной энергетикой. Сначала я чувствую, что пол под ногами дрожит. «Наверное, трамвай прошёл с той стороны стены»,- думаю я, но вспоминаю, что Мирогой располагается на вершине холма и что трамваи здесь не ходят. А дрожь пола под ногами не унимается. Мы встречаемся глазами с Серёгой, и я понимаю, что эти ощущения испытываю не я один. Как мы ни устали, но мы сбежали оттуда, не стали даже задерживаться у могилы первого президента Хорватии. Ей-богу, нам стало не по себе. Обратный путь к Винни-Пуху был уже медленней. В целом за тот день мы прошли километров 15, должно быть. Но мистическое приключение на этом не кончилось. Вернувшись к гостинице, а был ещё не самый поздний вечер, часов 6-7, мы присели в кафе напротив здания отеля. Заказали кофе с ледяной водой. Пока кофе готовили, я осматривался по сторонам, всё время вспоминая испытанные на Мирогое ощущения, и тут взгляд мой упал на вывеску с названием этого кафе. Оно называлось «Ритуал». Мы с Сергеем переглянулись. «М-да…»,- покачали мы головами. В ту же секунду на улице раздались негромкие звуки электронной музыки, и мимо нашего кафе проехала белая легковая машина-пикап с большим чёрным гробом на крыше. На крыше белыми буквами было написано «Рецессия». Видимо, кто-то пытался прощаться с мировым финансовым кризисом. Вот тут нас и разобрал дикий смех, и спало напряжение. 

Последний день – день показов эскизных постановок нашей Лаборатории современной драматургии. Боязно было, если честно. Поймут ли хорваты наши пьесы? Заинтересуются ли? Показы прошли в небольшом зале Академии театрального искусства.

Зрителей было не очень много, в основном артисты Национального театра, критики и педагоги Академии. Но их удивлению не было предела. Они не могли понять, как это такой большой и серьёзный (читай: самодостаточный) театр и вдруг занимается лабораторной работой, сам копается в новых пьесах, помогает авторам их улучшать и править, а потом и ставит!!! Смотрели показы люди жадно, со всёвозрастающим интересом. Обсуждения были жаркими и восторженными. Возможно, мы их заразили своим интересом к современному драматургическому слову, ибо у них театры и авторы живут несколько обособленно. 

Пятый день нашего пребывания в Загребе подходит к концу. Можно подводить итоги, суммировать впечатления. Кто-то из наших успел за эти дни даже съездить к морю: до Адриатического побережья от Загреба 2-3 часа на автобусе. Город Загреб – древний, но впечатление такое, что он не привык быть столицей. За годы существования в Югославской федерации он был, по нашим понятиям, областным центром. Став столицей независимой Хорватии, Загреб не приобрёл кичливого столичного шика, он остался спокойным, неспешным и до одурения зелёным, полным чудных улиц, парков, площадей, бульваров с канадскими клёнами, полным памятников, своей, мало известной нам, истории. И напоследок мы с другом моим Харселем отправляемся в ночную прогулку по Загребу, чтобы ещё раз пройтись по полюбившимся местам, запомнить всё покрепче и почётче, потратить последние куны в прощальной трапезе. А утром сесть в самолёт и увезти с собой в Омск воспоминания о тепле хорватского осеннего солнца, о добродушии загребских зрителей, об успешно прошедших гастролях, которые со временем очень хочется повторить. Поскольку есть места в мире, куда приятно возвращаться.

                                               


Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (29.04.2010)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Bobus My Theatre © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz